Телемедицина в стоматологии: как начать лечение зубов, не выходя из дома

Развитие современных технологий сделали видеосвязь обычным для нас делом. В условиях всеобщего карантина и изоляции стало понятно, что удаленно с помощью видеоконференций мы можем не только совещаться с коллегами, устраивать вечеринки с друзьями, решать вопросы с родными и близкими, но даже посещать музеи и театры. А что насчет дистанционного лечения? Врач-стоматолог, кандидат медицинских наук, руководитель клиники функциональной стоматологии и имплантологии Studio32 Дмитрий Смирнов рассказывает о технологических и практических возможностях телемедицины в стоматологии. Studio32 - первая и пока единственная в России стоматологическая клиника, представленная на платформе «Яндекс.Здоровье» - приложении, которое является авторитетным сервисом онлайн-консультаций с врачами.

Телемедицина и ее возможности

Телемедициной называют аудиовизуальное общение пациента с врачом в реальном времени. Эти технологии активно развиваются в Америке и на Западе. В России о телемедицине говорят последние несколько лет, но активное распространение подобных услуг сталкивается у нас с рядом юридических сложностей. Да, в Москве и в России в целом достаточно много клиник, которые предлагают услуги телемедицины через интернет чаты или популярные мессенджеры и платформы: Skype, Viber, Zoom и так далее. Но это скорее «коленное решение», подобные консультации не имеют, скажем так, юридической силы. Для телемедицины нужны защищенные каналы связи, которые позволят сохранить персональные данные пациентов, информацию о состоянии их здоровья, диагнозе и другие личные сведения. Кроме того, у клиники должны быть возможности выдать пациенту заверенное заключение о проведенной консультации с электронной подписью врача. Все это, в частности, предусмотрено на платформе «Яндекс Здоровье», где квалифицированные врачи клиники Studio32 отвечают за направление «Стоматология».

В каких стоматологических вопросах помогает телемедицина? Конечно, врачи-стоматологи не могут дать своим пациентам рекомендации, как в домашних условиях поставить пломбу или установить имплантат. Но есть множество ситуаций, когда дистанционная консультация выручает, при этом исключая любой риск заражения короновирусом, связанный с выходом из дома. Назовем лишь несколько проблем, которые решают подобные онлайн-консультации:

  1. Можно сэкономить время и заранее продумать план лечения, узнать все его тонкости, рассчитать стоимость. Особенно это актуально для тех, кто не успел закончить какое-то лечение до введения карантина, или у кого уже был намечен план, но остались сомнения в виде лечения…  Все подготовительные, согласовательные этапы можно произвести дистанционно.
  2. Реализация очень важной функции в медицине - «второе мнение». Некоторые пациенты, которые безустанно пытаются подобрать «своего» врача, сомневаются в правильности выбранной лечебной тактики и так далее, нуждаются в дополнительном квалифицированном мнении. Это замечательно решается в рамках телемедицинских платформ. Пациент может направить свои данные, рентгенологические снимки и исследования врачу и получить стороннее мнение мнение врача-эксперта.
  3. Далеко не всегда пациент, приходя на очную консультацию к доктору, нуждается в каком-то физическом вмешательстве на этапе диагностики и планирования лечения. Если у пациента есть обострения каких-то хронических процессов в ротовой полости, или неожиданно возникли острые состояния, на онлайн-консультации пациент может получить врачебное мнение о своем состоянии и, если оно не требует экстренного вмешательства, стоматолог порекомендует препараты и средства, которые помогут человеку чувствовать себя лучше или направить уже к профильному специалисту. 

Как проходит сеанс со стоматологом

Разберем онлайн-консультацию со стоматологом на примере того, как это происходит через платформу «Яндекс Здоровье». Чтобы получить доступ к этой услуге, нужно скачать приложение для пациентов «Яндекс Здоровье» и зарегистрироваться. После этого откроется возможность выбрать консультацию профильного специалиста по конкретной специализации: стоматолог-терапевт, стоматолог-ортопед, ортодонт и так далее. В приложении есть справка о каждом конкретном специалисте, о его опыте, квалификации и достижениях. Выбрав врача, пациент отправляет ему заявку на онлайн-консультацию. Заявка приходи к доктору. Дальнейшее общение может происходить в чате, либо по аудиосвязи, либо по видеосвязи. Пациент может направить врачу фотоснимки зубов, десен, компьютерную томографию, если она есть. Врач консультирует, отвечает на все вопросы, дает рекомендации и после отправляет пациенту заключению, где отражены жалобы пациента, описано то, что доктор определил, диагностировал, даны рекомендации. Заключение в обязательном порядке заверено подписью стоматолога.      

Конечно, подобный врачебный прием – это консультирование пациента по первичной диагностике. На сегодняшний день у нас нет цифровых манипуляторов, которые бы вылезали из телефона и могли бы тщательно исследовать ротовую полость человека. Ничто не заменит физического контакта стоматолога и пациента, но сделать так, чтобы к моменту этой встречи диагностирование и коммуникации были максимально полными, это как раз решаемо благодаря возможностям телемедицины.